ОРЕАНДА-НОВОСТИ. 19 июня 2009 года в Санкт-Петербурге, в музее-памятнике "Спас на крови" в 22.00 Камерный хор Смольного собора под управлением Владимира Беглецова исполнит фрагменты Всенощного Бдения Павла ЧЕСНОКОВА и Сергея РАХМАНИНОВА.

Всенощное бдение или ранее Всенощная (ночное бодрствование) - богослужение православной церкви, совершаемое вечером накануне воскресения и церковных праздников; в него вошли 15 достаточно стабильных номеров, образовавших типовой цикл, распадавшийся как бы на две части - Вечерню и Утреню.

Русский композитор, хоровой дирижёр, автор широко исполняемых духовных композиций Павел Чесноков создал около 500 хоровых пьес - духовных сочинений и переложений традиционных распевов, обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Происходя из семьи потомственных регентов, композитор с детства был в храме, служил певчим и очень хорошо знал прикладную церковную традицию. Своё Всенощное бдение Чесноков сочинял с сентября по ноябрь 1917 года. Проданное издательству П.Юргенсона, оно оказалось последним в цепи духовно-музыкальных сочинений, выпущенных этой крупнейшей нотоиздательской фирмой России. Правда, Всенощная не увидела свет, хотя по автографу её прошлась рука издателя, и на страницах были проставлены номера досок. Но её не успели набрать в 1918 году и тем самым обрекли на неизвестность. Впрочем, в середине 1920-х годов Чесноков предоставил 10-й номер из Всенощной для печати ленинградскому издателю духовно-музыкальных сочинений современных авторов П.М.Кирееву. Сейчас Всенощное бдение Чеснокова является одним из самых популярных, наряду с произведениями Чайковского и Рахманинова, и исполняется не только в храмах, но и в концертных залах.

Всенощное бдение Рахманинова принадлежит к вершинам хорового искусства. Исполненная глубочайшего содержания, высокой духовности, огромной этической мощи эта хоровая симфония стала крупнейшим шедевром русской и мировой культуры. Всенощная появилась в разгар Первой мировой войны и впервые была исполнена 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания в Москве (ныне - Колонный зал Дома Союзов) Синодальным хором под управлением Н. М. Данилина. Рахманинов посвятил опус С. В. Смоленскому, лекции которого по истории русского церковного пения он прослушал, учась в Московской консерватории. В основу Всенощной положены древнерусские церковные мелодии, бытовавшие в практике православного богослужения в разных вариантах - знаменный распев и его разновидности, а также собственные мелодии Рахманинова, абсолютно не отличимые от цитируемых им церковных напевов.  Несмотря на большой успех премьеры, дальнейшая судьба "Всенощной" сложилась непросто. Как церковное сочинение оно не вошло в литургическую практику и осталось только на концертной эстраде. Да и в светских концертах оно звучало чрезвычайно редко. Начиная с 60-х годов ХХ века Всенощное бдение С.Рахманинова стало исполняться в концертных залах, сейчас оно считается классикой русской хоровой музыки и является основой репертуара, практически, всех хоровых коллективов России. Возвратилось Всенощное бдение Рахманинова и в соборы.