ОРЕАНДА-НОВОСТИ.  8 апреля 2013 года в Большом зале Московской консерватории в рамках филармонического абонемента "Великие инструментальные концерты" выступят музыканты, о которых уже сегодня можно смело утверждать, что их имена будут вписаны в историю мирового исполнительского искусства. Александр Князев, прославившийся не только как виолончелист экстра-класса, но и как блистательный органист и автор виолончельных переложений, и выдающийся французский скрипач, один из крупнейших музыкантов уходящей эпохи - Огустин Дюме, исполнят два концерта для скрипки и виолончели, который признаны лучшими образцами жанра двойного концерта.


В программе:
- МОЦАРТ - Адажио ми мажор для виолончели с оркестром
                    - Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром (Переложение для скрипки и виолончели с оркестром)
- РАВЕЛЬ -  "Цыганка", концертная рапсодия для скрипки с оркестром
- БРАМС (к 180-летию со дня рождения)
                   - "Трагическая увертюра"
                   - Концерт для скрипки и виолончели с оркестром


Для ценителей виолончельного искусства во всём мире Александр КНЯЗЕВ не нуждается в особом представлении. Он едва ли не единственный музыкант, с одинаковым успехом выступающий как виолончелист и органист. К игре на органе Князев обратился во время вынужденного перерыва в виолончельной карьере: свыше двух десятилетий назад музыкант попал в страшную автокатастрофу, получив тяжелейшие травмы. И когда врачи наперебой твердили о конце карьеры музыканта, виолончелист освоил игру на "короле инструментов" - органе. Уже более 20-ти лет А.Князев с успехом выступает как органист. В органном репертуаре фаворит артиста - И.С.Бах, исполнитель даже признаётся: "Меня вылечил Бах". Проявив невероятную силу воли и выдержку, Князев вернулся к игре на виолончели, и занял место на вершине музыкального Олимпа.

Александр Князев известен как автор целого ряда интереснейших переложений для виолончели различного скрипичного и альтового репертуара. Как правило, музыка, написанная изначально для других струнных, в переложении для виолончели ставит ещё более высокие задачи перед исполнителем, чем самый сложный оригинальный виолончельный репертуар. Князев создаёт смелые переложения самых виртуозных скрипичных, альтовых концертов и блестящих сольных пьес. Возможно, в будущем они войдут в репертуар исполнителей, однако пока из-за их повышенной сложности и необычности исполнительских приёмов переложения Князева - эксклюзивный репертуар своего создателя.


Огустин ДЮМЕ - выдающийся представитель европейской скрипичной школы, ведущей традицию от легендарных композиторов и скрипачей-виртуозов рубежа XIX-XX веков Э.Изаи и Ф.Крейслера. Мечта стать скрипачом овладела Огустином Дюме когда он был ребёнком: побывав на концерте великого скрипача Натана Мильштейна, юный Дюме так увлёкся обучением игре на скрипке, что поступил в Парижскую консерваторию в 10 лет. А уже в четырнадцать выступал наравне с ведущими музыкантами мира на авторитетном фестивале в Монтрё. Там его мастерство высоко оценил выдающийся скрипач Генрик Шеринг, который вскоре пригласил Дюме принять участие в большом турне по Южной Америке. А вскоре педагогом юного виртуоза стал его кумир детства - Натан Мильштейн, который предсказал, что его ученик станет одним из величайших скрипачей второй половины ХХ века.

Следующий судьбоносный поворот в судьбе А.Дюме связан с Гербертом фон Караяном, который в 1979 году из многочисленных молодых солистов выбрал Дюме для участия в парижском концерте Берлинского филармонического оркестра. После этого дебюта выступления скрипача с Берлинскими филармониками стали регулярными. Сотрудничество связывает скрипача со многими ведущими оркестрами мира, среди которых Бостонский симфонический, амстердамский Концертгебау, Лондонские симфонический и филармонический, Токийский и Санкт-Петербургский филармонические, Национальный оркестр Франции, Оркестр романской Швейцарии, Цюрихский камерный оркестр, Камерный оркестр Европы. Скрипач - постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей - Моцартовского в Зальцбурге, Тиволи в Копенгагене, в Эдинбурге и в Монтрё и многих других.

Особое место в творчестве Огустина Дюме занимает камерное музицирование. Многолетней партнёршей скрипача в ансамбле стала португальская пианистка Мария Жоао Пиреш. Дуэтом они неоднократно гастролировали по Европе и Дальнему Востоку, записали вместе несколько сонат Моцарта, сонаты Брамса, Грига, пьесы Шумана, Дебюсси, Франка, Равеля. В составе трио с виолончелистом Цзянь Ванем (Jian Wang) в 1998 году провели масштабные гастроли по Азии, а неоднократно исполняемый ими на протяжении 1999-го года в разных городах Европы Тройной концерт Бетховена признавался критиками эталонной интерпретацией. В 2002 году после турне по Японии А.Дюме и М.Ж.Пиреш на фирме Deutsche Grammophon осуществили запись всех скрипичных сонат Бетховена, которая была удостоена German Record Critics Prize (2003). А запись фортепианных трио И. Брамса с виолончелистом Цзянь Ванем завоевала французский Grand Prix du Disque (1997).

Наряду с камерной музыкой, последние годы важное место в творчестве музыканта занимает дирижирование. Он является художественным руководителем брюссельского Королевского камерного оркестра Валлонии, в 2011-м на пять сезонов вперёд он приглашен занять пост главного приглашённого дирижёра Филармонического оркестра Кансай в Осаке.

Огустин Дюме занимается педагогической деятельностью, считая воспитание нового поколения и поддержку творческой молодёжи одним из важнейших составляющих культуры. Он преподаёт в брюссельском Колледже имени королевы Елизаветы, где среди его учеников - один из наиболее перспективных и самобытных солистов молодого поколения Московской филармонии Никита Борисоглебский.

Дискография Огустина Дюме включает свыше сорока дисков, записанных компаниями EMI и Deutsche Grammophon и удостоенных многих престижных наград. Особым вниманием меломанов удостоены записи скрипача французской музыки и классического репертуара, в котором он считается непревзойдённым исполнителем Моцарта.

В предстоящем филармоническом московском концерте Огустин Дюме в ансамбле с Александром Князевым исполнит Концертную симфонию Моцарта - совершенный и в высшей степени гармоничный образец жанра двойного концерта, в котором в разные эпохи блистали лучшие музыканты мира. Для крупнейших музыкантов всех времён это творение Моцарта, как и многие другие произведения гения, не смотря на кажущуюся простоту, становилось проверкой мастерства. В оригинале Симфония-кончертанте написана для скрипки и альта, однако в концертной практике распространено исполнение альтовой партии и на виолончели.

Незаурядное исполнительское искусство требуется чтобы раскрыть возвышенную красоту и другого шедевра жанра двойного концерта - Концерта для скрипки и виолончели Брамса. Добиться органичного ансамбля в этом величественном опусе можно лишь досконально разобравшись во множестве деталей и технических сложностей сольных партий. Тогда вдохновенное и гармоничное исполнение двойного концерта Брамса производит неизгладимое впечатление. Такие ожидания связаны и с филармоническим выступлением Огустина Дюме, которые помимо двойных концертов с Александром Князевым продемонстрирует все грани своего исключительного мастерства в виртуозной рапсодии для скрипки с оркестром "Цыганка" Равеля.

За дирижёрским пультом Госоркестра России им. Светланова - Гинтарас РИНКЯВИЧЮС, один из самых знаменитых дирижёров Литвы, основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Литовского государственного симфонического оркестра (1988), профессор Литовской академии музыки и театра (2004). Обширный репертуар дирижёра охватывает практически всю классико-романтическую музыку, произведения нового времени, авангард. Г.Ринкявичюс стал первым исполнителем целого ряда партитур современных композиторов, среди которых "Quenn Symphony" Кашифа, "Итайпу" Ф. Гласса, оратория "Письма всей конгрегации" А. Мартинайтиса, "Agnus Dei" Ф.Байораса. Дирижёр сотрудничает с лучшими европейскими и российскими оркестрами.

Гинтарас Ринкявичюс плодотворно работал в оперном жанре, осуществляя постановки в Большом театре, Шотландской опере, Национальной опере Венгрии, оперных театрах Копенгагена и Амстердама, с 1996 по 2003 гг. дирижёр занимал пост художественного руководителя и главного дирижёра Латвийской национальной оперы. С сентября 2007 г. Гинтарас Ринкявичюс - художественный руководитель и главный дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра.

Агентство "Ореанда-Новости" является информационным спонсором Московской Государственной Академической Филармонии.