ИА «Ореанда-Новости» ТАСС со ссылкой на журнал Nature Geoscience сообщил, что группа международная антропологов и астрономов подготовила и опубликовала открытое письмо, в котором предложила объявить о начале новой геологической эры в истории Луны – антропоцена, связанного с деятельностью человека.

Научный сотрудник Университета штата Канзас (США) Джастин Голомб, на чьи слова ссылается пресс-служба американского Университета штата Канзас, заявил, что ранее специалисты из разных областей знания уже обозначали наступление эры антропоцена на Земле, начавшейся от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч лет назад. Сейчас пришло время Луны, так как деятельность человека уже оставила на ней заметные следы.

Согласно общепринятому уже мнению, жизнь человека на Земле как разумного существа повлияла на флору, фауну, климат и даже рельеф планеты. Геологический период, характерный изменениями в атмосфере, литосфере и гидросфере Земли, связанными с деятельностью человека, принято называть антропоценом, верхняя граница которого по временной шкале примерно совпадает с появлением неандертальца. Именно несколько десятков тысяч лет назад начинается шестое массовое вымирание животных, продолжающееся и сейчас, в земных недрах стали формироваться новые минералы и элементы, такие, например, как плутоний.

Голомб вместе с единомышленниками выдвинул в этой связи  логичное предложение объявить эру антропоцена также и на Луне, где человечество уже оставило следы ног американских астронавтов, следы от протекторов лунных роллеров и колёс советских луноходов, а также создало видимые с Земли кратеры искусственного происхождения от падения космических станций, зондов и отработавших ступеней ракет. Достаточно видимые выемки в поверхности Луны образовались в результате падения американской станции «Рейнджер-6» в 1964-м году, отработавшей ступени ракеты «Сатурн-4» миссии «Аполон-13» в 1970-м году, израильского посадочного модуля «Берешит», доставившего в 2019-м году колонию беспозвоночных-тихоходок на естественный спутник Земли, а также падения российской станции «Луна-25» в 2023-м году.

Объявление о начале новой геологической эры в истории Луны поможет, по мнению исследователей, разрушить сложившееся представление о том, что облик земного спутника законсервирован и не меняется с течением времени. Это особенно важно на фоне начавшейся гонки по освоению Луны и борьбы за её ресурсы. Эти факторы могут ещё сильнее сказаться на геологическом облике нашей ближайшей космической соседки, считают исследователи.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»