ОРЕАНДА-НОВОСТИ. В России стремительно развиваются всё новые и всё более совершенные платёжные системы и технологии. Но, к сожалению, все они пока не в состоянии полностью удовлетворить законную и естественную потребность абсолютного большинства наших сограждан: возможность осуществить платежи за предоставленные услуги, включая государственные, оплату штрафов, пеней и пр. с минимальными потерями времени, сил и здоровья. И не только современный уровень развития техники и технологий тому виной.

К примеру, уже давно разработаны технические возможности резкого расширения функций платёжных терминалов, которые, появившись всего лишь несколько лет назад, серьёзно упростили жизнь современного человека.  По мнению экспертов, рынок микроплатежей уже сформировался и готов к расширению. Но этот процесс тормозится отсутствием закона, который вот уже два года никак не может покинуть стены российского парламента, чтобы попасть на стол президента на подпись. Соответствующий законопроект под названием "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами", был одобрен Госдумой РФ ещё в марте текущего года. Он как раз призван легализовать существующую схему оплаты интернета, мобильной связи, различных социальных платежей через разнообразные технические устройства, в том числе и через платёжные терминалы. Ведь отсутствие специального нормативного правового регулировании этой сферы нередко приводит к злоупотреблениям как со стороны участников данного рынка, так и контролирующих органов. Больше всего в данной ситуации страдает потребитель. Нередко граждане не могут подтвердить факт оплаты услуг через терминал, поскольку отсутствуют жёсткие требования к тому, что должно быть указано на чеке. Бывают случаи, когда платёжные терминалы вообще не выдают чеков. Порой неясен размер комиссии, которая берётся оператором, равно как и какая-либо информация о последнем.

Отрадно, что главное место в законопроекте, по информации СМИ, занимают нормы, защищающие права плательщиков. Так, например, устанавливаются жёсткие требования к кассовому чеку. На нём должны быть указаны: общая сумма платежа, наименование товара или работ,  услуг, размер комиссии, дата и время платежа. При этом все реквизиты должны быть чёткими и легко читаемыми.

К сожалению, Совет Федерации на своём заседании 1 апреля отклонил законопроект, отметив, что он противоречит Гражданскому кодексу и повышает возможности для коррупционной деятельности. По мнению Совета, закон выводит деятельность платёжных агентов из-под контроля органов финансового надзора. Как заявил Оганес Оганян, глава комитета по экономике, часть владельцев сетей платёжных терминалов может заняться "обналичкой" денежных средств. А это может привести значительные финансовые массы в теневой сектор. Кроме того, Совфед рекомендовал принять поправку к законопроекту о лицензировании деятельности платёжного агента, что, по мнению, экспертов ведёт, фактически, к запрету изложенной в законе агентской модели. Некоторые эксперты полагают, что данные требования Совета Федерации стали результатом лоббистских усилий крупнейших банков, обеспокоенных опасностью уменьшения своих прибылей в случае дальнейшего увеличения числа платёжных терминалов.

Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что президент Сбербанка Герман Греф написал письмо в администрацию президента с просьбой доработать закон о платёжных терминалах.  В своём послании г-н Греф всецело поддержал позицию СФ, высказавшись как за лицензирование деятельности агентов, так и за ограничение перечня платежей через терминалы. Особенно взволновало г-на Грефа требование законопроекта оснащать банкоматы финансовых организаций контрольно-кассовой техникой. В случае появления такой нормы, примерно треть банкоматов в РФ окажется вне закона. И только Сбербанку РФ понадобиться потратить на переоборудование своих банкоматов примерно 1 млрд руб. Комитет СФ по финансовым рынкам и денежному обращению, в свою очередь, поддержал позицию банкира заявив, что обязательная установка оборудования на торговых площадках, всех терминалов и банкоматов контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью прямо противоречит Закону "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт", согласно которому "порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком РФ". В следствие этого, Совет Федерации посчитал необходимым исключить из рассматриваемого закона все нормы, касающиеся применения кредитными организациями и банковскими платёжными агентами контрольно-кассовой техники.

По мнению некоторых депутатов, например Юрия Исаева, если требование Грефа будет удовлетворено, то банки получат привилегию на рынке моментальных платежей. С учётом размаха данного рынка, подобная привилегия принесёт гиганту отечественного банковского бизнеса очень неплохие дополнительные прибыли. Ведь к настоящему времени в РФ уже существуют 400 тыс. точек приёма моментальных платежей; 200 тыс. терминалов моментальной оплаты; 40 тыс. банкоматов на территории РФ имеют функцию моментальной оплаты услуг.  И это, по всей видимости, только начало. Как сообщают СМИ со ссылкой на анонимные источники, недавно один крупнейший российский банк объявил тендер на закупку 30 тыс.терминалов самообслуживания.    

В настоящий момент Совфед и Госдума договорились о создании согласительной комиссии по пакету законов о платёжных терминалах. Очень хочется надеяться, что данная комиссии успешно заработает в кратчайшие сроки. Большинство законопослушных российских граждан зарабатывает деньги упорным трудом и они, безусловно, заслуживают возможности потратить их, не растрачивая попусту свои нервы, силы и время.   

Андрей Терёхин, Ореанда-Новости

Читайте также:

Как заплатить: от девушки в окошке до e-banking’а

Нить Ариадны из лабиринта статистики

Бедная Лиза: дела семейные улаживают дипломаты

Латвия оплачивает европейский рекорд