ОРЕАНДА-НОВОСТИ. У каждого поколения нашей большой страны были свои герои и свой рецепт лучшей жизни. Если до середины XX века эти кузнецы счастья воспевались в книгах, то с появлением кинематографа они незаметно перебрались на экраны телевизоров и кинотеатров.

В советские времена с тем, как устроить свою жизнь, было всё просто и понятно: получить хорошее образование, несколько десятков лет отдать любимой работе, получить от государства квартиру, купить машину, а затем выйти на пенсию и нянчиться с внуками или посвятить всё свободное время даче. Советскому человеку не надо было биться над философским вопросом - а в чём же всё-таки счастье? За него уже всё решили и предоставили несколько вариантов достижения к заветной цели. Именно так жили герои советских фильмов, именно к такой жизни стремились граждане и гражданки Союза. За почти 20 лет после его крушения понятие, каким должен быть счастливый человек сильно изменилось, система координат сбилась, но так и не стабилизировалась.

Лихие 90-ые годы XX века не могли не отразиться на кинематографе - так появились Саша Белый из "Бригады" или самый узнаваемый Брат из одноимённого фильма. Из этого же времени вышел собирательный образ бизнсмена-преступника в малиновом пиджаке и с золотой цепью на шее. Примечательно, что, когда несколько лет назад актёра Сергея Безрукова принимали в "Единую Россию", был проведён опрос, большинство участников которого сказали, что это Саша Белый. Данные другого опроса свидетельствовали, что для молодёжи главные герои - это Саша Белый и Гарри Поттер.

В итоге получается, что у страны с многовековой историей и огромным культурным наследием в героях числятся справедливый бандит и заморский мальчик-волшебник. И непонятно, то ли общество требует именно этого, а ТВ и кинематограф лишь отвечает на спрос, то ли режиссёры сериалов и фильмов формируют у зрителей нужные им образы.

Со временем население слегка охладело к насилию и тут же, как мыльные пузыри, на россиян посыпались комедийные сериалы. Одним из первых и успешных стал "Моя прекрасная няня". Так родилась новая героиня - красивая девушка из украинской провинции без образования, но с большим желанием выгодно выйти замуж.

Если соединить в одно целое героев всех популярных сериалов последнего десятилетия, то герой нашего времени - это человек, живущий по понятиям, не забывающий периодически бегать по магазинам, а в перерывах карать продажных чиновников, мечтать о богатстве и достигать этой мечты всеми возможными целями, плоско шутить и через раз вскрикивать "мама дорогая".

27 августа 2009 года, когда в стране праздновался День кино, вновь заговорили о будущем российского кинематографа. Оно и раньше было довольно призрачным, а в условиях кризиса и подавно едва ли не сошло на нет (комедии по типу "Самого лучшего фильма" и иже с ними к творениям кинематографа не отношу).

Спикер Госдумы Борис Грызлов в этот день отметил, что будущее российского кино должно быть связано не с копированием западных образцов, а с бережным сохранением отечественных традиций, с опорой на сильную актёрскую и режиссёрскую школу. "Мы всегда будем видеть в развитии кинематографа один из общенациональных приоритетов, - заявил спикер. - Ведь если культура - это стратегическая безопасность страны, то кинематограф - один из ключевых современных элементов этой стратегической безопасности".

Ему вторит заместитель председателя Комитета Госдумы по делам молодёжи, известная спорстменка Светлана Хоркина. Она с грустью отметила, что "наша современная молодёжь воспитывается на так называемых "зрелищных фильмах", пропагандирующих безнравственность и нездоровый образ жизни". По её словам, в сокровищницу мировой культуры на данный момент может войти лишь один современный российский фильм - "Остров" Павла Лунгина. Причём, проведи сейчас опрос на тему: кто смотрел очередную часть Гарри Поттера и картину Лунгина - результаты будут плачевными, но никого не удивят.

"Сегодня очень мало не только фильмов воспитательного характера, но и мультфильмов для детей. Они до сих пор воспитываются на тех фильмах, на которых воспитывались ещё наши родители", - отметила Хоркина.

Эти слова лишний раз доказывают, что российский зритель пытается найти для себя что-то любимое, близкое сердцу, но пока никак не находит. Кто-то предпочёл зарубежный кинематограф, кто-то вернулся к истокам и с упоением пересматривает советские фильмы. Современное российское кино оказалось зажато двумя этими тенденциями и пока только делает попытки сделать что-то путное.

Каким же должен быть герой нашего времени? Богатым или известным? Честным и смелым? Добрым и сострадательным? О чём будет фильм про героя? О насилии? О войне? О любви? О дружбе? Слишком много вопросов, на которые пока нет ясного ответа.

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости

Читайте также:

Саммит министров G20: о кризисе, колдобинах и зубной пасте

В аптеку или в супермаркет? У россиян скоро появится выбор

Славянские "двойные стандарты"

"ПоSkypeиться" вместо созвониться