ОРЕАНДА-НОВОСТИ  Главной интригой открывшейся на этой неделе осенней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) стал вопрос о приостановке полномочий российской делегации из-за невыполнения Россией требований резолюций этой организации по Южной Осетии и Абхазии. Письмо с таким требованием в адрес руководства ПАСЕ накануне открытия сессии направили 72 депутата ассамблеи. России вменяется в вину то, что она не отказалась от признания независимости двух кавказских республик, нарастила там своё военное присутствие, а также препятствует доступу на их территорию наблюдателей от ОБСЕ и Евросоюза. При этом, как указывается в письме, Грузия, со своей стороны, за редким исключением выполнила большую часть требований ассамблеи.

С формальной точки зрения, призыв приостановить полномочия российской делегации и лишить её права голоса имеет под собой определённые основания. Парадокс, однако, заключается в том, что такой сухой, формальный подход вытекает из чрезмерно эмоциональных резолюций, принятых ПАСЕ в период российско-грузинского конфликта в августе прошлого года, когда информационный фон вокруг событий в Южной Осетии складывался, мягко говоря, не в пользу России. С тех пор, как говорится, много воды утекло. Несмотря на все потуги Тбилиси и сочувствующих ему западных агитаторов, правда о трагических событиях тех августовских дней давно стала достоянием широкой международной общественности.

В очередной раз все точки над "i" в этом вопросе были расставлены в опубликованном на днях докладе независимых экспертов ЕС, которых трудно заподозрить в особых симпатиях к Москве. В этом докладе, скрупулёзно готовившемся более восьми месяцев, Грузия однозначно признана виновной в развязывании конфликта, а действия России, пусть и с оговоркой "на начальном этапе войны", охарактеризованы как более чем обоснованные.

Если добавить к этому не прекращающиеся заклинания Тбилиси о намерении любыми путями вернуть в свой состав отколовшиеся республики, то абсурдность упрёков в адрес России, в частности, в отношении принимаемых ей мер военного характера по обеспечению безопасности Абхазии и Южной Осетии, вряд ли нуждается в каких-либо дополнительных доказательствах. Что касается допуска в эти республики международных наблюдателей, то Россия не вправе давать или не давать на это согласие, поскольку ни та, ни другая не являются российской территорией. Договариваться здесь следует непосредственно с Сухумом и Цхинвалом.

В этих условиях делать вид, что всё осталось по-прежнему, и апеллировать к "букве закона" могут лишь слепоглухонемые. Кроме того, очевидно, что главное требование упомянутых резолюций - отказ от признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии - лежит вне компетенции ПАСЕ. Настаивать на выполнении этого требования означает не только заведомо заводить диалог с Россией по этому вопросу в тупик, но и в целом ставить под сомнение целесообразность российского участия в деятельности ассамблеи.

Впрочем, достаточно проанализировать список депутатов, подписавших упомянутое письмо к руководству ПАСЕ, чтобы понять, какие цели преследует их инициатива. Так, среди "подписантов" практически нет представителей наиболее влиятельных западноевропейских делегаций: французы – 0 подписей (из 36 депутатов), итальянцы – 1 (из 36), англичане - 2 (из 36), немцы - 3 (из 36). Зато, к примеру, Литва, напротив, продемонстрировала стопроцентный показатель: 8 подписей от всех 8 депутатов, а Польша - 18 из 24. Эти цифры, как справедливо отметил глава российской делегации Константин Косачёв, красноречивее всяких слов говорят о том, что стремление лишить Россию права голоса в ПАСЕ - не что иное, как очередная попытка сведения межгосударственных счётов.

С учётом этого соображения российские депутаты заняли единственно верную позицию, не став ввязываться в унизительные дискуссии в роли оправдывающейся стороны и предоставив ассамблее возможность самостоятельно решить, как следует строить отношения с Россией. Ранее в этом вопросе уже определились США и НАТО, которые, несмотря на сохранение разногласий с Москвой в отношении Южной Осетии и Абхазии, объявили о готовности не только сохранить сотрудничество с РФ в прежнем формате, но и вывести его на уровень стратегического партнёрства. Теперь выбор за ПАСЕ. Россия готова спокойно принять любое решение. Право, нет никакого резона беспокоиться о том, что тебя могут лишить возможности общаться с теми, кто не может или не хочет тебя услышать.

Георгий Пешков, Ореанда-Новости

Читайте также:

Октябрь музыки и фестивалей

Охота на чиновников

"Россию" блокировали в Ушаках: ДТП подняло россиян на протест

Делить нельзя отдать: как развязать курильский узел?