ОРЕАНДА-НОВОСТИ  26 ноября мировые финансовые рынки пережили ощутимое падение, поводом которому стали новости из маленького арабского эмирата Дубай. Просьба государственной корпорации Dubai World о реструктуризации многомиллиардного долга вызвала панику у инвесторов. Над компанией, финансирующей масштабные девелоперские проекты по всему миру, нависла угроза дефолта. Пессимистично настроенные аналитики заговорили о возможности второй волны кризиса.

Как рыбаки и добыватели жемчуга стали строителями небоскрёбов

Ещё в середине 20-го века основным промыслом местных жителей была ловля рыбы и добыча жемчуга, а Дубай был лишь бедным маленьким городком, окружённым пустыней. Однако в середине 60-х там нашли нефть и началась совсем другая жизнь. Открытие нефти привело к массивному притоку иностранных инвестиций и рабочих. В результате население города с 1968 г. по 1975 г. возросло более чем на 300%.

В отличие от соседнего эмирата Абу-Даби, нефти в Дубае оказалось не так много, поэтому эмират сделал ставку на инновационную экономику и создание свободной экономической зоны. На нефтедоллары активно скупались технологии и иностранные специалисты. Инвестиции оправдали себя - Дубай очень быстро стал одним из крупнейших портов в Персидском заливе. Сейчас в Дубае расположено три крупных морских порта - Хамрия, Рашид и Джебел-Али. Важнейший из них - Джебел-Али, выстроенный в 1971-1979 гг., обладает 67 причалами и развитой системой автодорог. Джебел-Али является свободной экономической зоной, предоставляющей возможности беспошлинного импорта, стопроцентные права собственности на любое предприятие вне зависимости от подданства, дешёвую электроэнергию и развитую инфраструктуру.

Следующим шагом после портового бизнеса стал подъём сельского хозяйства. Сейчас сельское хозяйство Дубая, которое было создано на крайне неблагоприятной для этого рода деятельности территории, считается одним из передовых в мире по технической оснащённости и продуктивности.

Были сделаны огромные успехи и в туристической отрасли. Дубай является главным туристическим центром на Ближнем Востоке.

Однако все эти достижения меркнут по сравнению с тем, что эмирату удалось достигнуть в строительной отрасли. Значительный рост цен на нефть после войны в Персидском заливе способствовал росту богатства Дубая. Обилие денежной массы и связанных с этим дешёвых кредитов подстегнуло местный рынок недвижимости. Эмират превратился в "жемчужину" Ближнего Востока. Строительная индустрия в Дубае стала одной из самых продвинутых в мире, реализуя масштабные проекты не только у себя дома, но и за пределами страны.

Воодушевившись успехами, власти Дубая стали финансировать всё более и более фантастические проекты. В особенности шейхи увлеклись созданием насыпных островов у побережья эмирата. Один из таких проектов, Palm Jumeirah, выполнен в форме растущей из побережья пальмы. На её "ветвях" располагаются многочисленные отели, бизнес-центры и супердорогие частные дома. Морская пальма окружена искусственным волноломом длиной в несколько километров. Не менее "космический" проект – небоскрёб Бурдж Дубай (Дубайская башня), который, несмотря на то, что ещё не достроен (окончание строительства - 4 января 2010 г.), уже является самым высоким зданием в мире. Точная окончательная высота сооружения ещё неизвестна, а оценочная составляет 818 м (при количестве этажей - более 160). Бурдж Дубай станет городом в городе - с собственными газонами, бульварами и парками. Башня будет самостоятельно полностью вырабатывать электроэнергию для себя: для этого будут использоваться 61-метровая турбина, вращаемая ветром, а также массив солнечных панелей. Общая стоимость сооружения - около 4,1 млрд долларов.

Мал Дубай, да …

Однако кризис остановил строительство "чудес света". В 2009 году цены на недвижимость стали резко снижаться. С начала года офисы подешевели на 58%, жильё - на 43%, вакантные площади в недавно построенных офисах составляют 59%.

Финансированием всех дубайских "строек века" заведовал конгломерат Dubai World, владельцем которого является эмир Дубая. Несмотря на то, что фонд государственный, значительная часть средств фонда формировалась за счёт привлечения заимствований от иностранных инвесторов.

25 ноября правительство Дубая заявило о том, что Dubai World не способен выплатить все краткосрочные долги и попросил перенести выплаты по некоторым облигациям госдевелопера Nakheel, входящего в Dubai World, на общую сумму 3,5 млрд долларов. Невыплаты не удалось предотвратить даже за счёт привлечения средств в размере 5 млрд долларов от Абу-Даби, деньги ушли на другие нужды. Общий же долг Дубая составляет порядка 80 млрд долларов (ВВП страны - 75 млрд долларов, 2008 г.). из которых 59 млрд - обязательства Dubai World.

Горе-инвесторы

По данным Банковской ассоциации Объединённых Арабских Эмиратов, главными кредиторами эмирата являются HSBC (17 млрд долларов), а также Standard Chartered (7,8 млрд) и Barclays (3,6 млрд). Всего иностранными банками выданы кредиты на сумму порядка 47,1 млрд долларов.

По словам брокеров, слова которых приводит The Guardian, просьба Дубая о пролонгации кредита стала одним из самых значительных событий с начала кризиса на всём рынке суверенного долга и некоторые аналитики поспешили предречь "эффект домино" с целой серией банкротств и лихорадкой для бирж.

Вместе с тем, в мировом масштабе долги Дубая не идут ни в какое сравнение с объёмом национального долга США, который к 12 ноября превысил 12 трлн долларов. И Арабские эмираты - это не Соединённые Штаты Америки, не Китай и не европейская страна, которые могут серьёзно повлиять на мировую экономику. А сама компания Dubai World не является системообразующим звеном мировой финансовой системы, каким был, например, Lehman Brothers.

Однако ситуация с фондом Dubai World является скорее сигналом того, что далеко не все проблемы уже разрешены или хотя бы известны. После шумихи журналисты, эксперты и аналитики начали выискивать страны, которые могут повторить судьбу Дубая. И тут же нашлись ещё один рыночный пузырь - Греция.

Греция, имеющая давнюю историю слабой финансовой дисциплины, постоянно подвергается критике на кредитных рынках за избыточные траты. Затраты правительства Греции на заимствования выросли после того, как одно из рейтинговых агентств в 2009 году понизило кредитный рейтинг страны. Стоимость страхования её государственных облигаций от дефолта с начала финансового кризиса в 2007 году выросла в 10 раз.

По мнению некоторых наблюдателей, у Греции, возможно, не будет иного выбора, кроме как пойти с протянутой рукой в ЕС, который уже предоставил греческим банкам щедрую поддержку через дешёвые кредиты. Впрочем, министр финансов недавно избранного правительства социалистов, Георгий Папаконстантину (George Papaconstantinou), уверяет, что спасать банковскую систему не придётся.

Если Греция в настоящий момент представляется самой горячей долговой точкой после Дубаи, другие не сильно от неё отстали. Зависимые от экспорта Латвия и Украина по-прежнему с трудом сводят концы с концами, несмотря на помощь МВФ. И хотя более крупные экономики Ирландии и Испании диверсифицированы гораздо лучше, они тоже предпринимают отчаянные попытки справиться с последствиями огромного рыночного пузыря в секторе жилья.

И урок, который многие извлекают из эпизода с Дубаи, заключается в том, что при падении стоимости активов и по-прежнему высоком уровне долгов мы можем в ближайшие месяцы ожидать новых неприятных сюрпризов. С другой стороны паника, раздуваемая аналитиками, зачастую преувеличена. И это тоже стоит учитывать.  

Евгений Кириллов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Осторожно, рейдеры!

Жар событий в холодную пору декабря

Взрыв "Невского экспресса": российскому государству брошен вызов

ВВС поддерживают НЕотечественного производителя