ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Свежая газета за утренним кофе, дневное чтение информационных интернет-агентств, вечерний просмотр новостной программы по телевизору - все эти дела, свойственные почти для каждого человека, верный способ погрузиться в пучину негативной информации. Скандалы, катастрофы, преступления - кричащие заголовки, страшные фотографии или видео с места событий, впечатляющие цифры ущерба или число жертв - на 90% именно этим заполнено информационное поле средств массовой информации.

У этой тенденции существует несколько объяснений. Многие считают, что таким образом власти манипулируют сознанием своих граждан. Недаром говорят - СМИ - четвёртая власть. Телевидение, радио, печатная пресса, интернет-агентства имеют на свою аудиторию самое что ни на есть прямое влияние. Причём многие играют на сознании граждан виртуозно, используя многие психологические приёмы.

К примеру, многие новости основаны на посыле "кто-то живёт хуже, чем я". Бедный россиянин с кучей проблем увидит по новостям другого россиянина, которому ещё хуже и тем самым решит, что его собственная жизнь не так уж плоха. При этом, большинство тех, кто включает телевизор перед началом итогового выпуска новостей или спешит в газетный киоск по утрам не считает, что им манипулирует. "Я могу в любой момент переключить канал, закрыть сайт или перелистнуть страницу", - думают они и спустя минуты прибавляют громкость на сюжете об очередном взрыве.

Однако, существует противоположная точка зрения, согласно которой СМИ лишь даёт зрителям/читателям то, чего они хотят. То есть спрос рождает предложение, а не наоборот. Причём, негативные новости пользуются большей популярностью не только в России и странах бывшего СССР, но и в богатых западных государствах. Тому подтверждение опросы и исследования, проведённые в последние годы.

Так, по данным опроса Фонда "Общественное мнение", именно негативные темы пользуются наибольшей популярностью среди читателей и телезрителей. На первое место (25%) респонденты выдвинули катастрофы, преступления и скандалы.

Примерно о том же говорят результаты исследования, проведённого специалистами Тель-авивского университета (Израиль). Учёные установили, что плохие новости, опубликованные СМИ, вызывают у людей гораздо больший интерес, чем хорошие, а также доказали, что скорость распространения плохих новостей "из уст в уста" почти вдвое больше, чем скорость, с которой расходятся хорошие новости (вспомните себя: как только умирает кто-то из известных людей, мы бросаемся распространять эту новость дальше посредством смс-ок, асек и электронных писем, а часто ли вы сообщили друзьям о том, что детскому дому пожертвовали миллион долларов?). В исследовании участвовали 160 израильских компаний.

"Мы брали сообщения примерно одинаковые по количеству предложений и выяснили, что менеджеры быстрее вспоминали плохие новости и пересказывали их более пространно, чем хорошие. А ещё мы обнаружили, что они намного реже говорят хорошее слово о фирмах, упомянутых в негативных новостях по сравнению с недоброжелательными высказываниями в адрес тех компаний, которые упоминались в позитивной новости", - рассказал руководитель исследования профессор Яаков Хорник.

Ещё одним пунктом изыскания стало распространение плохих и хороших новостей в чате, где общаются студенты. Исследователи наблюдали, с какой скоростью расходится эта информация - негативные новости распространялись гораздо быстрее.

Другое исследование провёл психолог Бенджамин Хилбиг из Университета Мангейма (Германия). Он доказал, что люди скорее поверят плохим новостям, нежели будут верить в позитивную информацию. Психолог провёл три эксперимента для определения того, действительно ли люди больше верят плохим новостям. В каждом из тестов (два он-лайн-теста и один обычный вопросник) одна и та же информация была сформулирована с позитивной и негативной точки зрения. Участникам было предложено оценить её достоверность по 4-бальной шкале.

В одном из экспериментов, половине участников сообщили, что 80% немецких браков длятся 10 лет и больше, тогда как второй половине участников сказали, что 20% супружеских пар разводятся ещё до того, как они отмечают десятилетие совместной жизни. В каждом случае, факты были признаны более правдивыми, когда они были представлены с негативной стороны - в данном примере, речь шла о разводе.

Таким образом, учёные доказывают, что сами люди изначально больше настроены на получение негативных новостей. Даже несмотря на то, что такие новости выбивают из колеи, портят настроение или ухудшают здоровье. Тогда почему же среди молодёжи фраза "я телек не смотрю, всё равно там ничего хорошего не скажут" становится всё популярнее? И почему всё больше народу задаётся вопросом о засилье плохих новостей в СМИ?

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости

Читайте также:

Затянувшийся День дурака: Россию наводнили лжетеррористы

На бесплатной медицине могут поставить крест

Минобороны ставит на непрофессионалов

Тернистый путь ядерного разоружения