ОРЕАНДА-НОВОСТИ. История об избиении пожилой учительницы физкультуры её учениками в Иркутской области потрясла общественность. История стала достоянием гласности благодаря браваде школьников-садистов. Старшеклассники, которые регулярно избивали 73-летнюю учительницу физкультуры, страдающую склерозом. выложили в Интернет серию роликов, где видно, как ученики связывают пожилую женщину волейбольной сеткой в школьном спортзале, валят на землю и начинают пинать ногами, как футбольный мяч.

Об этом написали все бумажные и электронные СМИ, сообщили все телеканалы и радиостанции. Но ведь это только вершина айсберга. При всей своей дикости, шелеховская история, увы, не слишком далека от десятков, сотен, а может быть, тысяч подобных случаев бытового насилия. Примеров немало: в Краснотурьинске ученик избил учителя, а потом пытался перерезать себе горло; ученик элитной столичной школы набросился с ножом на репетитора; юный хулиган в Иркутске нанёс своему педагогу 8 ножевых ранений за оценку. По подсчётам экспертов, за последние два года таких случаев стало на 50% больше. Хотя статистика обманчива: может больше случаев и не стало больше, просто у людей нет сил больше молчать об этом.

Насилие по отношению к учителям в средних школах по всему миру - явление почти обыденное. Опрос среди испанских школьных учителей, проведённый в 2009 году по инициативе профсоюза, показал, что 73% учителей постоянно подвергаются оскорблениям со стороны учеников, 15% подвергаются насилию, которое выражается в том, что ученики прямо во время урока избивают их на глазах у класса, наносят тяжкие телесные повреждения вплоть до переломов. Во Франции ситуация столь же тяжёла, так что правительство в 2003 году было вынуждено даже ввести закон, по которому такое поведение учеников наказывается тюремным заключением, начиная с 13 лет виновного (раньше малолетние садисты и хулиганы не несли никакой ответственности за совершённые преступления).

Директора израильских школ сообщают о том, что словесные оскорбления и унижения распространены практически повсеместно, с ними сталкиваются ежемесячно 96,4% директоров. Более половины директоров рассказали о случаях умеренного физического насилия, а 22% - о случаях тяжёлого насилия, которые сопровождались вымогательством и шантажом. 15,5% учащихся были свидетелями угроз учеников в адрес учителей, 9,5% видели, как один из детей замахивался на учителя стулом, камнем или другим предметом, 2,8% рассказали о случаях побоев учителей учениками, а 1,6% - о ранениях, нанесённых учителю.

Примерно каждый четвёртый британский учитель подвергся насилию со стороны учеников. Причём наибольшей опасности подвергаются педагоги начальных классов, которые страдают от действий детей вдвое чаще, чем их коллеги в средней школе. При этом 90% преподавателей поведали, что в текущем учебном году уже лично столкнулись с грубостью школьников. Свыше 60% педагогов отметили, что стандарты поведения в образовательных учреждениях Соединённого Королевства за последние пять лет значительно ухудшились. Примерно 25% учителей признались, что сами подверглись насилию со стороны учеников. И лишь 3% респондентов увидели изменение ситуации к лучшему.

В Швеции около 12% педагогов заявили, что подвергаются оскорблениям и избиениям со стороны учеников прямо во время школьных занятий. А в США, где огнестрельное оружие можно купить свободно, оно есть почти в каждом доме и ребёнок или подросток легко может его найти, такие конфликты заканчиваются не только синяками и переломами. Причины вспышек агрессии самые пустячные - низкая оценка, сделанное замечание.

При этом отнюдь не редки и обратные ситуации, когда насилию подвергаются дети, причём как со стороны учителей, так и со стороны сверстников. Не так давно в суд передано дело по обвинению сотрудников иркутской спецшколы в избиении 26 воспитанников. Год назад, в марте 2009 года, из иркутской спецшколы совершила побег группа учащихся. Выясняя, куда направились подростки с опасными наклонностями, заместитель директора и двое дежурных построили учащихся и стали их избивать. Так продолжалось около 3 часов.

Завершилось судебное разбирательство в Казани: учительницу, которую обвиняли в избиении школьника, признали виновной. В мае прошлого года Светлана Куршакова подала в суд на Марину Победоносцеву - учительницу начальных классов, классную руководительницу её двоих сыновей-близнецов Олега и Димы. Мама обвиняла учителя в том, что она избила её ребёнка: сначала ударила кулаком в глаз и потом ещё пнула в спину каблуком за то, что тот обругал её матом на уроке (!).

В Башкирии оштрафован преподаватель сельской школы за избиение своего ученика, учащегося четвёртого класса. Инцидент в Воронеже: директора школы обвиняют в нанесении побоев ученику, причём инцидент произошёл во время урока "культура общения".

На этом фоне интересны данные опроса "Дети - против насилия!", проведённого в феврале нынешнего года членами детского общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребёнка. Исследование проводилось среди учащихся 4-10 классов школ Южного административного округа Москвы. Как выяснилось, основные страхи столичных школьников связаны с теми или иными проявлениями общественной жизни. Учащиеся младших классов боятся стать жертвами насилия на улице, а старшеклассники боятся оказаться мишенью публичной критики.

Наиболее уязвимыми учащиеся младших классов чувствуют себя в транспорте, на улице, во дворе и в местах большого скопления людей. "Дети реально боятся на улице оставаться, поскольку считают, что почти в 70% насилие ждёт их на улице", - прокомментировал данные опроса детский омбудсмен Павел Астахов.

Отвечая на вопросы социологов, почти половина (43%) учащихся четвёртых классов сообщила, что чаще всего их права нарушают их же сверстники. 41% участников опроса сказали о том, что угроза исходит от взрослых. Ещё 12% учеников младших классов утверждают, что их права нарушают родители, и лишь 4% рассказали, что их права не соблюдают учителя. Любопытно, что при этом о проблемах в отношениях с учителями заявило большее число школьников. 7% учеников четвёртых классов считают, что учителя неуважительно относятся к ним: часто кричат, обзываются и ставят в угол. Ещё 86% ответили, что с ними этого не случается, 7% затруднились с ответом.

О том, что в школе были случаи, когда ребята вымогали деньги и прочие вещи, заявили 11% учащихся младших классов. С такими ситуациями не сталкивались 68% ребят, 21% школьников затруднились ответить на этот вопрос. 29% признались, что иногда они сами бывают агрессивны и жестоки по отношению к другим: дерутся, кричат и обзываются. Тем не менее, большинство их ровесников (55%) сказали, что никогда такого себе не позволяют. Оставшиеся 16% ответили "не знаю".

9% опрошенных учащихся 5-10 классов заявили о том, что испытывают серьёзные вмешательства в личную жизнь со стороны взрослых, которые подслушивают телефонные разговоры, читают личные дневники детей и запрещают им встречаться с друзьями. Нет подобных проблем у 82% ребят. О физическом наказании со стороны взрослых сообщили 4% опрошенных старшеклассников. В то же время 9% признались, что знают детей-подростков, которые сталкивались со случаями сексуального насилия. Большинство учащихся 5-10 классов (89%) уверены, что их близкие хорошо исполняют свои родительские обязанности, и лишь 4% респондентов сказали, что это не так.

Лично становились жертвами жестокости взрослых и испытывали необходимость в совете и помощи 22% школьников. Причём 73% учащихся 5-10 классов уверены, что публичная критика, демонстрация неприязни и неуважительного отношения являются психологическим насилием над ребёнком. Любопытно, что с возрастом детям становится сложнее сдерживать свои эмоции. Если в младших классах лишь каждый третий ученик признался в том, что бывает агрессивен по отношению к другим детям, то среди их старших товарищей эта цифра существенно выше - утвердительно на этот вопрос социологов ответили 48% учеников 5-10 классов.

Причин такого феномена можно назвать предостаточно: это и пагубное влияние телевидения и интернета, и распространение наркомании и алкоголизма, и недостаток внимания к проблеме социума и власти, и упадок института семьи. Главное же сейчас - активно вести борьбу с насилием как внутри школы, так и за её пределами - в семье, общественных местах, на стадионах и в средствах массовой информации.

Айвар Деветьяров, Ореанда-Новости

Читайте также:

Смоленская трагедия. Версии

"Революция тюльпанов-2" привела к власти Розу

"Сланцевая" эйфория

СМИ: ставка на негатив