ИА «Ореанда-Новости» Аналитики говорят, что проведение военной операции на Украине стало причиной того, что коммерческая недвижимость Санкт-Петербурга и Москвы стремительно пустеет. Освободившиеся квадратные метры пока готовы занять только табачные магазины, кофейни и заведения общепита. По прогнозам профессионалов, к началу осени аналогичный процесс начнётся на рынке офисной недвижимости.

Масштабы проблемы

В первом квартале 2022 года доля пустующих помещений в российской столице увеличилась на 0,7% (по сравнению с показателем декабря). Специалисты компании CBRE объяснили, что разница между количеством закрывшихся и открывшихся предприятий в первые месяцы текущего года достигла 23%.

В Санкт-Петербурге тоже зафиксировали рост пустующих площадок, которые могут использоваться для торговли. Однако в городе на Неве он составил 0,2%. Если в Москве доля вакантных помещений составляет 14%, то в Санкт-Петербурге их 9,7%. Разница между количеством закрывшихся и открывшихся предприятий там достигла 14%. Ожидается, что по итогам второго квартала Северная столица достигнет «московского» показателя — доля пустующих помещений увеличится до 0,7%.

Такая динамика, по словам Алёны Волобуевой, главы департамента исследований рынка компании Maris, говорит о том, что деловая активность постепенно снижается. Юлия Назарова, занимающая пост руководителя направления стрит-ритейла CBRE, считает, что в этом случае уместно вспомнить о «квадратных метрах», которые можно назвать «системно невостребованными». Кроме того, Назарова обратила внимание на общее увеличение предложения из-за того, что процесс реконструкции исторических зданий был завершён.

Кто уходит с рынка

Специалисты Maris уточнили, что если говорить о Санкт-Петербурге, то самая напряжённая ситуация сложилась в сфере общественного питания. На долю таких предприятий, говорят аналитики, приходится порядка 45% всех закрытий. Также беспрецедентное санкционное давление существенным образом повлияло на работу компаний, которые относятся к категории fashion-операторов (25%) и ритейлеров FMCG-сектора, то есть так называемых «товаров повседневного спроса» (10%).

По прогнозам специалистов, в Москве могут опустеть до 30% площадей в крупных торговых центрах. В частности, такой точки зрения придерживается глава Ricci | BlackStone Евгений Кузьмин. В беседе с корреспондентом отечественного издания «Коммерсантъ» он отметил, что реальные масштабы проблемы станут очевидны во втором или третьем квартале 2022 года. Кузьмин объяснил, что именно в этот момент иностранные бренды примут окончательное решение об уходе с российского рынка.

Дмитрий Томилин, глава компании «Этерна», напомнил о том, что сейчас ведутся активные переговоры с производителями и поставщиками из Турции, Китая, Сербии и Ирана. При этом специалист отметил, что не стоит ждать того, что бренды из этих стран смогут быстро выйти на российский рынок. Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс добавила, что расчёты с потенциальными поставщиками теперь возможны только по полной предоплате. Таким образом компании стремятся снизить риски, связанные с логистикой.

Андрей Букреев, ИА «Ореанда-Новости».