ИА «Ореанда-Новости» Научный журнал Nature Communications опубликовал статью, в которой изложены результаты работы научной исследовательской миссии New Horizons, в частности, анализ снимков поверхности Плутона, сделанных с зонда. На снимках обнаружены следы извержений криовулканов, сопоставимых по силе с извержениями земных супервулканов.

Исследователи сообщают, что в районе горы Райта на Плутоне обнаружены формы рельефа, не соотносимые с эрозионными. Высказано предположение, что куполообразные формы могут быть результатами мощных извержений криовулканов. Научный зонд New Horizons был создан группой космических инженеров и планетологов из NASA и запущен в 2006-м году. В 2015-м году зонд прибыл в систему Плутона, пролетев всего в 13 тыс. километрах от поверхности карликовой планеты. В результате была получена масса детальных снимков поверхности, в частности сфотографировано знаменитое «сердце Плутона» - Равнина Спутника, а также множество фотографий ледяных рек и гор планеты.

Данные New Horizons позволили обнаружить в недрах Плутона жидкий водный океан, влияющий на геологическую активность планеты, в том числе и на извержения криовулканов. Обнаружены и другие формы проявления данной активности, аналогов которым на Земле нет. Келси Сингер, ведущий научный сотрудник Юго-Западного исследовательского института в Боулдере (США), вместе со своими коллегами обнаружила на полученных с зонда снимках ряд уникальных форм рельефа, сформировавшихся благодаря деятельности криовулканов. Изучался район к юго-западу от Равнины Спутника.

Исследователи изучили район в окрестностях двух, достаточно высоких для Плутона, гор – горы Райта и горы Пикарда, возвышающихся на 4-5  км над рельефом. Вниманию предстала картина куполообразных образований в несколько километров в поперечнике, находящихся рядом с горами. Увиденное напоминало взбитый матрас или чешуйчатый доспех. Более внимательное изучение формы, структуры, химического состава холмов с использование всех камер и данных New Horizons позволили отсечь гипотезу об эрозии древних гор, сублимации или обрушения склонов.

Обнаруженные бугры было достаточно новыми образованиями, о чём свидетельствовали многочисленные метеоритные кратеры на их поверхности, при этом химический состав и возраст структур различался, несмотря на то, что все они были целиком на 100% состояли из водного льда, являющегося самым твёрдым соединением на Плутоне. Исходя из этого учёные высказали обоснованную точку зрения, согласно которой ледяные холмы юго-запада Равнины Спутника, равно как и сами горы Райта и Пикарда, есть результат мощнейших извержений криовулканов, проходивших на Плутоне 1-2 млрд. лет назад. Объём льда данного района по общим оценкам составляет 10 тыс. кубических километров.

По мнению Сингер и её  коллег, объём выбросов древних криовулканов Плутона сопоставим с суммарным объёмом лавы, выброшенной Йеллоустонским и рядом других супервулканов на Земле в период их наибольшей активности в прошлом. Всё это свидетельствует о том, что, несмотря на охлаждение недр Плутона в сравнении с прежними периодами, эта планета геологически активна и проявления этой активности могут иметь место, сообщили исследователи.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»