ИА «Ореанда-Новости» ТАСС со ссылкой на пресс-службу Европейской южной обсерватории (ESO) сообщил, что международная группа астрономов открыла в соседней нам галактике Большое Магелланово Облако, являющейся галактикой-спутником, звезду, окружённую большим протопланетным диском, постепенно поглощаемым недавно появившимся светилом.

Доцент Даремского университета Анна Маклауд, чьи слова приводит пресс-служба ESO, заявила, что специалисты наблюдали звезду в соседней галактике с помощью телескопа ALMA, установленного в высокогорной чилийской обсерватории Чахнантор. Когда астрономы обнаружили звезду, окружённую аккреционным диском с протопланетным веществом, то сначала не поверили данным. Однако, после перепроверки оказалось, что перед ними классический вариант формируемой планетной системы, при этом находящийся в Большом Магеллановом Облаке.

Большое Магелланово Облако удалено от Млечного Пути не сравнительно небольшое расстояние – всего 160 тыс. световых лет (с учётом того, что диаметр Млечного Пути составляет около 100 тыс. световых лет). Это карликовая галактика, являющаяся спутником нашей галактической системы. Внутри Облака находится большое количество молодых звёзд, скрытых внутри тёмных областей – газопылевых туч. Сквозь эти пылевые образования и пытаются проникнуть специалисты ESO с помощью телескопа ALMA и других микроволновых телескопов. Одну из звёздных систем Облака, находящуюся в «угольном мешке», астрономы отследили благодаря некоторым особенностям. Масса светила в её центре превышала солнечную в 12 раз. Система получила название HH 1177.

По движению молекул разных веществ учёные решили, что вокруг звезды вращается диск вещества большой массы. Вращение происходит в плоскости эклиптики. Масса аккреционного диска превышает солнечную в 1,8 – 3,8 раза, размеры простираются от 2 до 6 астрономических единиц от светила до периферии. Пока не доказано, что внутри этого образования формируются планеты, однако, полученные данные о стабильном устойчивом вращении объекта говорят о том, что он существует уже достаточно долгое время. Дальнейшие наблюдения за HH 1177 позволят установить, отличается ли данное образование от других подобных объектов в нашей Галактике.

По общепризнанной сегодня версии образования планетных систем все планеты возникли из вращающихся плоских газопылевых дисков, состоящими из мелких частиц пыли и клубов газа. В течение последних 10 лет исследователи открыли в Млечном Пути несколько десятков систем, только начавших формирование или уже завершивших создание планетных тел. До сих пор не удавалось наблюдать систему с промежуточной стадией образования планет.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»