ОРЕАНДА-НОВОСТИ  Несмотря на входящий в затяжное пике мировой экономический кризис, объёмы помощи, предоставляемой Россией другим странам, перерастают в невиданные суммы. Так, с ноября прошлого года экономическую помощь уже получили или получат в ближайшее время: Куба (354 млн долларов), Киргизия (2,45 млрд долларов), Белоруссия (2 млрд долларов + возможно 100 млрд руб.), Армения (500 млн долларов), также руководство страны намерено направить 7 млрд долларов в Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Кроме выданных и обещанных кредитов звучали заявления о готовности поддержать 4 млрд евро разваливающуюся на глазах экономику маленькой Исландии. Помимо финансовой помощи Россия продолжает оказывать гуманитарную и военную помощь таким странам, как, например, Палестина.

На днях Дмитриий Медведев направил участникам международной конференции по восстановлению сектора Газа, проходящей в Шарм-эль-Шейхе, послание, в котором говорится о намерении РФ оказать палестинскому государству значительную гуманитарную помощь. Также Россия намерена передать в дар органам власти этого неспокойного государства 50 бронетранспортёров и два гражданских вертолёта. Кроме того, Медведев подчеркнул важность подготовки палестинских национальных кадров и напомнил, что "ежегодно в России на безвозмездной основе получают образование и проходят обучение 150 палестинских студентов и 100 сотрудников правоохранительных органов".

Оправдана ли такая щедрость властей в такое непростое время, когда другие государства считают каждую копейку и что могут предложить России кредитуемые ею государства? Попробуем рассмотреть каждый кредит более подробно и посчитать все плюсы и минусы.

Куба

Общая сумма кредитов, которые Россия согласилась предоставить Кубе, составит 354 млн долларов. В данную сумму входят: 170 млн – госкредиты на срок от 9 до 10 лет под 5-7% на поставку российской сельхоз- и строительной техники; 100 млн - кредит на лизинг российской техники; 47 млн - экспортный кредит Внешэкономбанка на покупку грузового авиалайнера Ту-204СЕ. Также в сумму 354 млн вошла и безвозмездная продовольственная помощь Острову Свободы на 37 млн долларов.

Чёткого единого ответа со стороны властей, чем будет отдавать свободолюбивый кубинский народ, который и так уже задолжал нам 19 млрд долларов ещё в советское время, не прозвучало. Так, например, вице-премьер Игорь Сечин на подобные вопросы ответил: "Я считаю, что вообще надо помогать людям. И друг другу надо помогать, когда есть возможность, и соседям, и друзьям". В целом оказание помощи продиктовано исключительно туманными долгосрочными перспективами Москвы в Латинской Америке, а также желанием укрепить позиции в кубинском обществе нового кубинского лидера, который намерен сохранить лояльность "старшему брату".

Киргизия

По итогам февральских переговоров президентов РФ и Киргизии Дмитрия Медведева и Курманбека Бакиева, Россия наобещала этой "братской республике" 2,45 млрд долларов (ВВП на 2008 год 4,756 млрд долларов). На февральской встрече в Москве Бишкек получил 150 млн долларов безвозмездной помощи, 300 млн дополнительного льготного кредита (под 0,75% на 40 лет), заключено межправительственное соглашение о финансировании строительства Камбаратинской ГЭС-1 (около 2 млрд долларов). В обмен Киргизия обещала закрыть американскую военную базу "Манас", служившую перевалочным пунктом для союзников в Афганистане. В счёт уплаты долгов перед Россией российские компании уже получили пакеты акций ряда предприятий (оборонной корпорации "Дастан" и АО "Айнур", Газпром получил государственный пакет крупнейшей нефтегазовой компании страны "Кыргызнефтегаз"). Также очевиден и геополитический интерес - ограничение американского присутствия в регионе и получение контроля над транспортировкой грузов НАТО в Афганистан, что даст Москве значительный козырь в переговорных процессах с блоком. Однако некоторые СМИ уже сообщили о том, что американская база может быть передислоцирована из Киргизии в другие государства региона, например, в Узбекистан.

Белоруссия

К настоящему времени Белоруссия получила от России 2 млрд долларов сроком на 15 лет по ставке межбанковского кредитования Libor (плавающий процент) с отсрочкой платежа на 5 лет. В ходе переговоров обсуждалось выделение дополнительного кредита в 100 млрд руб. для перехода на российские рубли в двусторонней торговле. Также по итогам февральских переговоров Белоруссия практически безвозмездно получила от России современные зенитно-ракетные комплексы С-300 в рамках создания единой системы ПВО. Российские интересы: передача "Газпрому" пакета акций "Белтрансгаза" и признание независимости Абхазии и Южной Осетии, т.е. активы и поддержка непопулярных внешнеполитических решений.

Армения

Ереван пока денег не получил, однако министр финансов Алексей Кудрин подтвердил намерение Москвы выделить Армении кредит в 500 млн долл. Армения по долгам также платит активами. Интересен строящийся газопровод "Армения - Иран", на настоящий момент на 45% принадлежащий Газпрому и на 45% - правительству Армении. Геополитически Армения - ключи к Ирану и чрезвычайно важный партнёр на Кавказе, где Грузия проводит антироссийскую политику, а Азербайджан лоббирует свои интересы.

ЕврАзЭС

Страны ЕврАзЭС создали совместный антикризисный фонд размером 10 млрд долларов. Решение было принято в ходе саммита организации в Москве. Взнос России в антикризисный фонд ЕврАзЭС составит 7,5 млрд долларов, а Казахстана - 1 млрд долларов. Как будет распределена остальная часть взносов, не сообщается. По замыслу создателей фонда, он будет предоставлять государственные займы для преодоления последствий глобального экономического кризиса, кредитовать внешнеторговые операции стран-участниц, а также финансировать межгосударственные инвестиционные проекты. Участниками ЕврАзЭС являются Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, а наблюдателями - Армения, Молдавия и Украина. Каких-либо конкретных выгод тут не видно, 7,5 млрд заплачено за имидж регионального лидера.

Справка: Государства - должники России с долгом более 1 млрд долларов, долг указан в млн долларов (данные собраны из разных источников и могут иметь погрешность, некоторые долги могут быть уже списаны).

Куба – 19875; Афганистан – 10285; Ирак - 9424; КНДР - 7417; Алжир - 4649; Ливия – 3520; Индия – 2800; КНР – 1412; Камбоджа – 1393; Сирия – 1378; Йемен – 1257.

Вполне закономерно, россияне без энтузиазма воспринимают подобную кредитную щедрость руководства страны. По данным опроса ВЦИОМ, 47% населения считают, что эти кредиты станут "безвозвратными". Ещё 49% хотят, чтобы в период кризиса правительство вкладывало деньги в собственную экономику.

Однако, не стоит также забывать, что экономическая ситуация в соседних странах влияет и на российскую экономику. Кризис, например, обострил проблему реструктуризации промышленности, необходимость развития обрабатывающих отраслей. А для этого мало наладить производство, куда более насущная задача – сбыт готовой продукции. Единственный на сегодняшний день перспективный рынок для России – страны СНГ. И отсутствие денег у них приведёт к снижению закупок у нас. А рост безработицы в этих государствах окажет давление на российский рынок труда, ибо незанятые в хозяйстве родных стран граждане постсоветского пространства хлынут в Россию.

Требуют вложений и геополитические амбиции, за статус регионального лидера тоже необходимо платить. Тем более, что в этой борьбе за влияние участвуют такие "тяжеловесы", как США, ЕС и Китай. Оказание поддержки в период кризиса даёт России шанс, по крайней мере, не растерять то, что осталось.

Впрочем, как отмечает в интервью Utro.ru гендиректор информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ Алексей Власов, нет никакой гарантии, что связи, наработанные во время кризиса, сохранятся после его завершения. Страны бывшего СССР научились проводить гибкую политику, охотно меняя вектор развития в зависимости от собственных интересов. "На постсоветском пространстве, по большому счёту, нет пророссийских элит, – констатирует Власов. – Эта помощь создаёт почву для сохранения союзников, но, насколько она будет эффективной, покажет время".

Более жёстко настроен президент банка "Российская финансовая корпорация" Андрей Нечаев, который считает покупку политической лояльности дурной практикой. Выдача чисто политических кредитов в нынешних условиях, по его мнению – растрата бюджетных средств. Опрометчиво принимать подобные решения в момент, когда собственный бюджет трещит по швам. А вот кредиты, стимулирующие российский экспорт, выглядят куда привлекательней даже прямой раздачи денег отечественным предприятиям. Однако такое кредитование приносит свои плоды только при ясно оговоренных правилах и чётко выраженных экономических или политических выгодах, причём в самое ближайшее время, а не в туманном будущем.

Евгений Кириллов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Культурные события марта: рок-н-ролл, авторское кино и театр

Своя рубашка ближе...: кризис раскалывает Европу

Отголоски "газовой" войны: новый век энергобезопасности

"Квартирный вопрос" не только испортил, но и разорил