ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Аэропорт - воздушные ворота, без которых в наше время не может обойтись ни одна страна мира. Ежегодно через них прилетают и улетают миллионы пассажиров. Немудрено, что самой большой головной болью для руководства аэропортов является их безопасность. На помощь всё чаще и чаще приходят передовые технологии.

Так, на днях стало известно, что британский аэропорт Манчестер начал использовать сканер, позволяющий увидеть пассажиров обнажёнными. При этом раздеваться не нужно - устройство за считанные секунды выявит у пассажира наличие оружия или взрывчатки. Новинка не только повышает уровень безопасности в аэропорту, но и позволяет ускорить процедуру прохождения предполётного контроля. Но без недовольных не обошлось. Если ранее некоторые авиапассажиры считали унизительным требование служб безопасности  снимать ремни, обувь и верхнюю одежду, то теперь пошла речь об эротическом контексте при прохождении сканера. Устройство уже окрестили "виртуальным стриптизом". Оно не только показывает человека в обнажённом виде, но и позволяет увидеть протезы, силиконовые имплантаты груди или пирсинг на теле. Однако, в управлении британского аэропорта уверяют, что абсолютно никакого эротического характера здесь нет. Чёрно-белые снимки, полученные в результате работы сканера, будут стираться сразу после прохождения пассажиром предполётного контроля. Впрочем, самых ярых противников творения передовых технологий заниматься виртуальным стриптизом не заставят и отправят на обычный досмотр. Отказ от досмотра сканером также может быть вызван стеснительностью. По признанию одной из пассажирок, пройти через сканер она могла бы только в 18 лет и если бы имела стройную фигуру.

В британском аэропорту Манчестер аппарат будут тестировать на протяжении года, а затем будет решаться вопрос о массовой закупке подобных устройств. Кстати, цены на них пока довольно высоки - около 125 тыс. долларов за один сканер. В планах распространение новинки на другие аэропорты Великобритании.

Манчестер стал не первым аэропортом, где использовали новинки современных технологий. В международном аэропорту Сан-Франциско в прошлом году начали тестировать контрольно-пропускной пункт, спроектированный компанией GE Security. Также, как и сканер, он призван повысить безопасность и ускорить проверку пассажиров. Здесь используется сразу несколько новейших устройств. Прежде всего, пассажир должен пройти через киоск с биометрической аппаратурой для установки личности. После этого он касается сенсорной панели детектора взрывчатки Trace. Это устройство сканирует отпечатки пальцев и обнаруживает следы взрывчатки на них. Затем пассажир проходит в так называемый портал миллиметровых волн. Эти волны делают одежду и другие предметы из ткани полупрозрачными. Такое изображение выводится на экран компьютера и позволяет обнаружить оружие, скрытое под курткой и другим облачением.

Тем временем, сотрудники аэропорта проверяют багаж пассажира. Но не вручную, а с помощью специального автоматического сканера. Он основан на методах компьютерной томографии, которые используются в медицине, и создаёт 3D-изображение предметов, находящихся в сумке. Ещё одна остановка перед посадкой в самолёт - сканер обуви. Он будет искать подозрительные предметы в обуви. Таким образом, пассажирам не придётся снимать обувь. По замыслам компании GE Security, проверка одного пассажира не займёт больше 30 секунд. "При проверке не нужно снимать обувь, куртки или вынимать ноутбуки из сумок", - говорит представитель компании Стив Хилл.

Стоит отметить, что 3D-сканирование в скором времени поможет не только изучить багаж, но и вычислить террориста в толпе пассажиров. В Государственном Университете Аризоны разработана технология трёхмерного лазерного сканирования лиц. Её суть заключается в съёмке видеокамерами человеческого лица с различных ракурсов. Затем при помощи лазерного сканирования составляется трёхмерная модель, на которую в качестве текстуры накладываются фотографии. Полученная так называемая "трёхмерная карта" лица распознаёт человека, независимо от освещённости и угла съёмки. Такой метод позволяет безошибочно распознавать лица - по статистике, система допускает ошибку лишь в одном проценте случаев. У метода имеются недостатки - длительность процесса сканирования и высокая стоимость аппаратуры. Поэтому о массовом внедрении системы в аэропортах и прочих местах скопления людей речи пока не идёт. Но, как говорится, прогресс не стоит на месте.

В российских аэропортах предполётный контроль пока проводится по старинке. Со снятием обуви, ремней и верхней одежды, а также с прощупыванием пассажиров. Новейшие технологии досмотра со временем, конечно же, доберутся и до России. И тогда перед россиянами встанет такая же дилемма, что и перед британцами - снимать обувь и давать себя ощупать или устроить таможенникам "виртуальный стриптиз".

Алексей Примечаев, Ореанда-Новости

Читайте также:

Лиссабонский договор: первый шаг к новому мировому порядку

Обама получил аванс: в США - президент-нобелиат

Охота на чиновников. Часть 2

Оборонно-промышленный комплекс. Жажда застоя