ОРЕАНДА-НОВОСТИДорога, увы, не прощает ошибок. Рано утром 25 мая в Турции разбился туристический автобус, в котором находились 39 российских туристов, турецкий гид и водитель. Погибли 17 человек: 13 женщин, 5 мужчин и 3 ребёнка.

Раненых самолёт МЧС Ил-76 рано утром 27 мая 2010 года доставил в Москву. Двое россиян в тяжёлом состоянии остались в турецких больницах. Это цифры статистики, за которыми стоят судьбы.

В поисках причин случившегося полиция Антальи изначально рассматривала 4 различные версии: сон водителя за рулём, остановку у водителя сердца, плохие погодные и дорожные условия, нарушение правил дорожного движения. Версию о возможной диверсии турецкие власти назвали несостоятельной изначально.

Туроператор, организовавший поездку российских туристов, утверждает, что причиной аварии стала остановка сердца водителя. И, что примечательно, именно эта версия является наиболее оправдательной в глазах будущих российских туристов, составляющих изрядную часть дохода Турции. Но остановимся на тех очевидных фактах, которые уже невозможно оставить незамеченными.

Хроника событий

Турецкий автобус с 39 россиянами направлялся на экскурсию в Памуккале из Аланьи. Однодневный тур организовывала компания "Пегас-Туристик". Из города автобус отправился в 04:00, приблизительно в 05:15 водитель сделал остановку у сувенирной лавки. Перерыв длился 15 минут, после чего водитель продолжил движение. Спустя 5 минут после возобновления движения, проехав всего три километра, в 05:34, автобус, протаранив металлическое ограждение, съехал с моста через реку Аксу и упал с высоты 15 метров.

Тот факт, что автобус шёл со скоростью 87 км/ч, не меняя траектории и просто пробил забор, упав затем в реку, может подтверждать как версию с сердечным приступом, так и версию того, что водитель заснул.

Поездка началась в 04:00. Что же делал погибший водитель Хикмет Йылмаз до этого?
Хикмет Йылмаз, согласно данным установленного на автобусе контрольного устройства, накануне поездки, 24 мая 2010 года выключил двигатель в 21:45. Спустя менее 5 часов он снова сел за руль - двигатель был заведён в 02:39 25 мая 2010 года.

Версия "Пегас Туристик"

Интересно возникшее в СМИ противоречие. Как пишет Inosmi со ссылкой на "Hurriyet," погибший водитель автобус всего три дня назад до трагической поездки приехал из Измита в Анталью и только начал здесь работать. В интервью же "Интерфаксу" генеральный директор компании "Пегас Туристик" Анна Подгорная сообщила, что водитель был высококлассным профессионалом и имел достаточный опыт управления экскурсионным автобусом. "Этот водитель - сотрудник нашей компании, гражданин Турции. Он неоднократно возил группы наших туристов именно по данному маршруту и прекрасно знал дорогу", - сообщила она.

При этом известно, что по статистике, в летние месяцы автокатастрофы гораздо чаще случаются с автобусами, занятыми на перевозках туристов к местам экскурсий или на линиях трансферов "отель - аэропорт", нежели с рейсовыми междугородними. И причина в том, что в это время на работу нанимают зачастую непрофессионалов, желающих подработать.

Подгорная также сообщила, со ссылкой на слова туристов, находившихся в автобусе, что они видели, как водителю внезапно стало плохо. При этом не совсем ясно, что имеет ввиду Подгорная, говоря о сердечном приступе. То ли о сердечном приступе как таковом, при наступлении которого водитель, скорее всего, мог бы успеть остановить автобус. Или же о внезапной сердечной смерти, при наступлении которой человек через несколько секунд теряет сознание. В последнем случае, маловероятно, что сонные пассажиры, даже если они смотрели на спину водителя, могли заметить ухудшение его состояния.

Поездка без второго водителя

Самым крайним проявлением халатности в этой ситуации является отсутствие второго водителя. Путь, которой должен был проделать туристический автобус составляет 550 км, таким образом, водитель, спавший до этого менее 5 часов должен был один провести за рулём около 10 часов.

Один из бывших водителей экскурсионных автобусов, Ахмет Эрол, которого опросили журналисты, подтвердил, что организаторы туров идут на нарушение для своей выгоды. А водители вынуждены соглашаться с требованиями руководства. "Посмотрите, в аэропорту Антальи все водители припаркованных автобусов спят в багажнике", - сказал он. По правилам же, продолжительность рабочего дня водителя не должна превышать 8 часов.

Министерство культуры и туризма Турции также признало, что организаторы экскурсий в борьбе с конкурентами зачастую разрабатывают однодневные экскурсии, которые предполагают осмотр как можно большего числа достопримечательностей в короткие сроки.

Особенности турецкого вождения

Манера вождения турок уже в некотором роде стала притчей во языцех.
"Национальная черта вождения в Турции - езда на красный свет. Мотивировка "Ну никого же нет всё равно, что ждать!".
И грешат этим все - водители туристических автобусов, долмушей, респектабельных авто и маленьких мотороллеров" - описывают российские туристы в своих блогах впечатления от вождения турков.

"По закону, в Турции разрешено употреблять за рулём 800 мг пива (или 45 мг водки в эквиваленте). Конечно, многие выпивают и больше. Пешеходам дорогу почему-то тут уступать не принято".

В результате происходят ДТП, в том числе и с участием туристических автобусов. Так, 29 августа 2008 года в Анталье автобус с россиянами столкнулся с грузовиком и легковым автомобилем. Обошлось без жертв, трое россиян получили лёгкие травмы.

1 февраля 2000 года авария произошла на той же дороге, что и 25 мая 2010 года. Недалеко от Аксу разбился туристический автобус 34 ETS 55, следующий из Газиантепа в Анталью. Трагедия произошла из-за превышения скорости, автобус потерял управление, его вынесло на встречную полосу, где он столкнулся с машиной, которая следовала из Манавгата (Manavgat). Тогда погибли 22 человека.

Артур Кузнецов, Ореанда-Новости

Читайте также:

Налич в финале, но шансов мало

Большие проблемы большого "Газпрома"

Промах ценою в 159 жизней: в Индии рухнул Boeing 737

Нефть угрожает океану

Новые правила дорожного движения: за и против