ИА «Ореанда-Новости» Пресс-служба Национальной лаборатории имени Лоуренса (LBNL) сообщила, что американские и французские микробиологи в ходе очередной экспедиции обнаружили в мангровых лесах на карибском острове Гваделупа неизвестный вид гигантский бактерий. Как отмечается, бактерии достигают длины один сантиметр и их можно увидеть невооружённым глазом.

Научный сотрудник LBNL Жан-Мари Воллан, на чьи слова ссылается пресс-служба лаборатории, проинформировал о том, что это сверхординарное явление подобное тому, если бы мы встретили человека ростом с гору Эверест, так как размер микроба в пять тысяч раз больше обычного. Кроме того, геном бактерии находится в изолированное мешке, окружённом мембраной, что нетипично для бактерий вообще. Размер ряда бактерий превышает миниатюрный размер обычных микробов и может быть сопоставим и даже превышать размер простейших одноклеточных, например амёб. Прежде всего это морские бактерии Thiomargarita namibiensis. Группа Воллана нашла бактерии ещё больших размеров у берегов острова Гваделупа, дав им название Thiomargarita magnifica.

Открытие было совершено в ходе изучения проб воды, взятых на прибрежье острова. Кроме древесных остатков, планктона и другой органики в воде были замечены тонкие белые нити, похожие на «стеклянную лапшу». Детальное изучение образцов позволило утверждать, что перед исследователями оказались самые крупные на сегодняшний день на Земле бактерии.

Более подробное изучение нового вида бактерий установило их связь с намибийскими микробами Thiomargarita namibiensis, при этом оказалось, что центральноамериканские Thiomargarita magnifica являются их ближайшими родственниками. Как и африканские экземпляры, бактерии с Гваделупы получаю энергию для жизни из реакций с участием различных соединений серы, находящейся в морской воде и прибрежном грунте. Одной из самых интересных особенностей новых бактерий является то, что их цитоплазма разделена внутри клетки на множество отдельных частей, отгороженных друг от друга мембранами, при этом каждая часть содержит в себе свою собственную часть генома, чего не наблюдается у других микробов.

Thiomargarita magnifica способны быстро расти, быстрее, чем все известные виды похожих бактерий, их клетки содержат несколько миллионов копий генома, который сам по себе достаточно велик по размерам в сравнении с размерами микроорганизма. 11-12 миллионов нуклеотидов, «кирпичиков» или «букв» ДНК, в клетках микробов делает их больше похожими на клетки грибов или животных, чем на бактерии. Дальнейшее изучение среды обитания и генома вновь открытых микроорганизмов раскроет, по мнению Воллана и его коллег, секрет быстрого роста и размеров бактерий, а также позволит узнать историю появления данного вида.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»