ИА «Ореанда-Новости» Пресс-служба Стэнфордского университета сообщила, что на спутнике Юпитера Европе обнаружены следы существования озёр внутри ледового массива подобно недавно открытым внутриледниковым озёрам в Гренландии. Данный факт значительно увеличивает шансы на обнаружение жизни во льдах юпитерианского спутника.

Доцент Стэнфордского университета (США) Дастин Шредер сообщил, что данное открытие позволяет рассчитывать исследователям на то, что жизнь на Европе имеет куда большие шансы на существование, чем предполагалось ранее, так как подлёдные озёра находятся значительно ближе к поверхности планеты, чем подлёдный океан Европы. На поверхность небесного тела постоянно оседают различные химические вещества, выбрасываемые вулканами Ио и другими спутниками Юпитера, оказывающие значительное влияние на возможное формирование сложных молекул. Если вновь открытые озёра образуются по тем же принципам, что и подлёдные водоёмы Гренландии, то количество этих образований будет очень большим. Европа является спутником Юпитера, входящим в «большую четвёрку» наряду с Ганимедом, Каллисто и Ио. Планета была открыта ещё в XVII веке Галилео Галилеем. Открытие на планете подлёдного многокилометрового океана из жидкой воды в конце ХХ века автоматически перевело Европу в разряд небесных тел с предполагаемым наличием живых организмов. В пользу теории жизни на Европе говорит постоянный обмен газами и минеральными веществами между океаном и поверхностным льдом, а также общий состав океанической воды с содержащимися в нём веществами, способствующими возникновению жизни.

Группа исследователей вместе с Шредером детально изучала фотоснимки, полученные зондом миссии «Галилео» в 1995 – 2003-м годах в ходе пролётов над спутником Юпитера. Ряд снимков был сделан вблизи поверхности Европы на высоте 500 – 600 км, именно он привел учёных к заключению о ещё одном месте возможной локализации жизни. Как стало понятно из анализа снимков зонда NASA, поверхность Европы постоянно обновляется, появляются новые элементы рельефа и сглаживаются старые. Особенное внимание учёных привлекли так называемые «двойные борозды» - гигантские трещины в ледяном панцире шириной несколько десятков метров и глубиной несколько сот метров. Аналогов данных образований на Земле тогда найдено не было.

Во время изучения снимков командой «Галилео» было выдвинуто объяснение возникающим в ледяной коре Европы трещинам – напряжение льда вследствие его сжатия. Однако, спустя почти двадцать лет группа Шредера выдвинула своё объяснение данному феномену Европы, тщательно изучив материалы исследований ледяного щита Гренландии со спутников и самолётов. Снимки северо-западной части острова показали, что район изобилует трещинами, похожими на разломы Европы. Под гренландскими трещинами были обнаружены водоёмы – озёра из талой воды, просочившейся в массивы из рыхлого льда через мелкие поры и трещины в поверхностном ледяном слое. Механизм роста трещин прост – верхняя часть подлёдных водоёмов постоянно подмерзает, расширяя разломы и позволяя озёрам наполнятся ещё больше.

По мнению Шредера и группы его коллег, похожая картина наблюдается на Европе, когда происходит рост трещин, а также образование новых разломов в ледяном панцире. Здесь также следует учесть, что в трещины постоянно проникают различные минеральные вещества и металлы, выброшенные вулканами спутника Юпитера Ио, а также других лун планеты-гиганта. Это позитивно влияет на возможность возникновения сложной органики в подлёдных водоёмах спутника. Постоянный обмен материей поверхностных слоёв льда с внутренними водоёмами есть, по утверждению исследователей, основополагающее основание для возникновения и существование жизни на Европе.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»