ИА «Ореанда-Новости» ТАСС со ссылкой на пресс-службу американского Северо-Западного университета сообщил, что международный коллектив исследователей обнаружил в центре Млечного Пути закрученные спирали газопылевых вихрей, напоминающих спицы и уходящих к сверхмассивной чёрной дыре Стрелец А* (Sgr A*), расположенной в оси вращения галактического диска.

Профессор Северо-Западного университета (США) Фархад Юсеф-Заде, на чьи слова ссылается пресс-служба вуза, заявил, что это открытие ещё раз доказывает факт существования гигантской чёрной дыры в центре Галактики. Спирали вещества могли образоваться путём взаимодействия объектов, находящихся в центральной зоне Млечного Пути с веществом, выбрасываемым Стрельцом А*.

Чёрная дыра Sgr A* была обнаружена сравнительно недавно, в 90-х годах прошлого века. Находясь в центре нашего галактического диска, она влияет на вращающиеся вокруг неё звёзды, которых насчитано три десятка, а также газопылевые облака и другие, более мелкие объекты. Ещё в начале 1980-х годов Юсеф-Заде обнаружил над и под галактическим диском некие вертикальные нити и волокна вещества, излучающие радиоволны, которые, по предположению, могли возникнуть в результате поглощения чёрной дырой соседних звёзд и образовавшихся после этого выбросов материи несколько миллионов лет назад.

Недавно Юсеф-Заде и его коллеги обнаружили в зоне действия Стрельца А* ещё один вид объектов, который представлен в виде тонких нитей вещества, уходящих к чёрной дыре. Эти нити газа и пыли имели горизонтальную структуру, то есть были в плоскости галактического диска. В отличии от первого типа нитей возраст горизонтальных структур составлял не более 6 млн. лет, а не десятки и сотни миллионов лет как в первом случае. Они были короче вертикальных в десятки раз и по-другому излучали радиоволны. Исследование данных объектов привело учёных к выводу о другом происхождении этого космического явления.

Пока не дано какого-либо полного объяснения происхождения «спиц» внутри колеса Млечного Пути. Предварительным мнением является утверждение, что это могут быть выбросы Sgr A* в пространство в результате её роста. Выбросы притягиваются другими объектами, взаимодействуют с гравитационными полями, скручиваются. Возможно, дальнейшие теоретические расчёты помогут установить механизм возникновения и развития этих структур, несомненно, играющих большую роль в перемешивании вещества в нашей Галактике.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»