ИА "Ореанда-Новости". Людям, которые ходят на работу каждый день и проводят на ней практически целый день, важно ощущать себя комфортно при общении с коллегами. Ведь от этого напрямую зависит, получают ли они удовольствие от работы, или же ходят на неё, «как на каторгу».

Важность хороших отношений с коллегами подтверждает исследование компании Gallup, согласно которому наличие добрых или даже дружеских отношение с сослуживцами  является одной из 12 основных составляющих, которые определяет удовлетворённость своим рабочим местом.

Как помогают в работе хорошие отношения с коллегами

Если вы не чувствуете такой потребности, вовсе не обязательно дружить с людьми, с которыми вы работаете. Но при этом установить хорошие, «добрососедские» отношения с ними нужно, потому что:

  • Они помогают сделать работу продуктивной, если в коллективе царит атмосфера честности, взаимоуважения и готовности к диалогу;
  • Способствуют сохранению штата и снижения «текучки кадров», плюс помогают новичкам быстро осваиваться на новом рабочем месте;
  • Положительно влияют на настроение, как общее, так и каждого члена коллектива по отдельности;
  • Способствуют профессиональному росту и развитию, потому что не приходится тратить время и нервы на решение конфликтов.

Как выглядят идеальные отношения в рабочем коллективе

Очевидно, что все люди разные, соответственно, в понятие «идеальных» рабочих отношений каждый вкладывает что-то своё. Кому-то достаточно просто доброжелательной обстановки и уверенности в том, что никто не попытается тебя «подставить». Таким людям хватает приветливой улыбки при встрече и в конце рабочего дня, и они будут рады, если никто не будет пытаться лезть им в душу и задавать ненужные вопросы, в том числе личные. А другим именно этого может и не хватать, и просто «доброжелательно-нейтральных» отношений им будет мало. Им жизненно важно общаться с коллегами не только на профессиональные, но и на отвлечённые темы во время совместных перекусов, перекуров или чаепитий, а раз в неделю перед выходными выбираться куда-то вместе.

Какой бы позиции вы в этом вопросе не придерживались, важно не только ожидать от своих сослуживцев доброжелательности по отношению к себе, но и самим «вкладываться» в эти отношения, демонстрировать свою готовность помочь коллегам и поддержать их в трудные минуты. Здесь действует тот же принцип, что и в дружбе или в любви – чем больше ты отдаёшь, тем больше получаешь обратно.

Как поддерживать доброжелательно-нейтральные отношения с коллегами

Если вы относитесь к первой категории людей, которым достаточно сохранять доброжелательные, но при этом нейтральные отношения с коллегами, не стоит думать, что такие отношения завяжутся сами собой. Даже над такими «спокойными», ровными отношениями нужно работать и соблюдать ряд несложных, но действенных правил:

  1. Не подставляйте своих сослуживцев, тем более намеренно. А если неприятная ситуация произошла случайно по вашей вине, сразу извинитесь и сделайте всё от вас зависящее для того, чтобы её исправить.
  2. Не льстите коллегам или начальству. Комплименты, конечно, не возбраняются, но даже хорошего должно быть в меру, иначе о вас могут начать думать как о подхалиме.
  3. Не надо жаловаться на коллег шефу, равно как и обсуждать друг с другом кого-то из коллектива, будь то сослуживец или начальник. Сплетни – это верный способ сделать обстановку невыносимой и испортить отношения друг с другом.
  4. Не позволяйте себе давать вслух оценки кого-то из коллектива, никогда не делайте замечаний по поводу внешнего вида, привычек или характера. Оценивать можно лишь работу, да и то только в том случае, когда вас прямо об этом просят.
  5. Также плохи непрошенные советы и попытки наставить кого-то «на путь истинный».
  6. Если вы хотите сохранять с другими сотрудниками ровные, нейтральные отношения, не стоит слишком распространяться о своей личной жизни и давать другим пищу для размышлений.
  7. Будьте вежливыми со всеми, держите данные вами обещания и всегда старайтесь действовать в рамках корпоративных правил.

Как установить с коллегами приятельские или дружеские отношения

Есть много правил, которые помогут достичь с коллегами именно той степени близости, которая устроит лично вас. Не обязательно пытаться применять их все. Можно начать с тех пунктов, которые не потребуют от вас больших усилий, и добавлять остальные по желанию и ситуации.

  1. Пейте чай или обедайте вместе - душевные разговоры за столом очень сближают.
  2. Даже имея искреннее желание помочь, не стоит делать все рабочие задания самостоятельно – распределяйте их между разными членами коллектива.
  3. Старайтесь принимать участие в корпоративах и тимбилдингах, даже если вас туда не очень тянет.
  4. Если вы мечтаете именно о дружеских отношениях с сослуживцами, старайтесь принимать активное участие в неформальных встречах и иногда предлагайте их сами.
  5. Умейте слушать, благодарить и признавать свои ошибки.
  6. Общайтесь не только на работе, но и за её пределами – в мессенджерах, чатах-«болталках», соцсетях, лайкайте фото и комментируйте посты коллег – они это оценят.
  7. Старайтесь поменьше жаловаться на жизнь и сохранять позитивный настрой, вне зависимости от личной ситуации.
  8. Помогайте друг другу в профессиональном или личном плане, и не отказывайте в помощи, если вас о ней просят.
  9. Будьте более инициативными, когда речь идёт о внерабочих совместных проектах, или помощи новичкам.

Соблюдая хотя бы некоторые из этих правил, можно многого добиться и многое изменить в лучшую сторону в плане налаживания отношения с коллегами. Помните, что под лежачий камень вода не течёт, и действуйте хотя бы небольшими шажками  - и вскоре на работу вам станет приходить намного приятнее, чем раньше!

Светлана Нерадовская, ИА «Ореанда-Новости»