ИА «Ореанда-Новости» Пресс-служба Европейской южной обсерватории (ESO) сообщила, что международным коллективом астрономов впервые в ходе наблюдений обнаружена неактивная чёрная дыра. Объект находится в Большом Магеллановом Облаке, карликовой галактике, являющейся спутником нашего Млечного Пути.

Научный сотрудник ESO Джулия Боденштайнер, на чьи слова ссылается пресс-служба обсерватории, заявила о том, что исследователи несколько лет пытались обнаружить двойную систему, одним из членов которой была бы «спящая» чёрная дыра звёздной массы. Работа в конечном счёте увенчалась успехом и на роль предполагаемого местонахождения объекта была выбрана система VFTS 243.

Чёрные дыры звёздной массы могут быть обнаружены только в результате взаимодействия самой чёрной дыры с соседней звездой, являясь членом двойной или тройной системы. Чёрная дыра перетягивает на себя звёздное вещество, что удаётся зафиксировать в ряде диапазонов. Именно этот процесс «проявляет» чёрную дыру для наблюдателя. Сама чёрная дыра или гравитационно «схлопнувшаяся» звезда, являющаяся одной из конечных стадий эволюции крупных светил (больше нашего Солнца), не видна как объект, поскольку полностью поглощает всё вещество и излучение, не позволяя свету покинуть свои пределы и пройти через горизонт событий. Чёрные дыры, которые могут находится даже вблизи с Землёй, поэтому не видимы наблюдателю. Группа астрономов во главе с Боданштайнером, изучая звёзды в Большом Магелланом Облаке, наткнулись на объект, по своим признакам походивший на чёрную дыру, практически не «перетаскивавшую» материю у своего соседа по системе, как бы замершую «в спячке».

Объект находится в Туманности Тарантула, расположенной в Большом Магеллановом Облаке, обширном звёздном районе, где идёт постоянное образование новых светил. Размеры новых звёзд превышают размеры Солнца в десятки и даже в сотни раз. Мощные ядерные процессы и интенсивное излучение приводят к быстрому выгоранию звёзд, отчего многие из них превращаются в чёрные дыры. Прежде чем найти VFTS 243, учёные изучили тысячи звёзд в Туманности Тарантула, пытаясь найти малейшие колебания в спектре и движении небесных тел с целью обнаружить невидимого соседа. Наконец, такая звезда была найдена, её масса составила 25 солнечных масс, а колебания были достаточны, чтобы говорить о присутствии рядом крупного объекта.

Видимая звезда системы VFTS 243 вращается вокруг невидимого центра, где расположена чёрная дыра, в девять раз превышающая массу Солнца. Чёрная дыра почти не взаимодействует со звездой, однако, по косвенным признакам, исследователи установили, что объект существует и находится как бы в «спящем» состоянии. Два члена системы расположены близко друг к другу, в результате чего светило совершает полный оборот вокруг чёрной дыры за 11 дней.

Особенностью обнаруженной чёрной дыры является отсутствие в системе VFTS 243 признаков взрыва сверхновой, в результате которого чаще всего рождаются подобные объекты. Невидимый член двойной системы в Туманности Тарантула возник, судя по всему, в результате прямого гравитационного коллапса огромной звезды, что делает его особенно интересным для изучения, подчёркивают исследователи.

Владимир Мозалевский, ИА «Ореанда-Новости»