ИА «Ореанда-Новости»В этом году на улицах Москвы, Петербурга и других городов появятся беспилотные автомобили — без контроля со стороны инженера-испытателя на водительском сиденье. Эксперт оценили перспективу такого вида транспорта.

В каких городах появятся беспилотники

Пока перечень городов, где пройдёт тестирование беспилотных автомобилей, не утверждён. В Минтрансе отметили, что в первую очередь это будут территории, где эксперимент проводится наиболее продолжительное время, - Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, пишет «Коммерсант».

Вице-премьер Андрей Белоусов представил план по развитию высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС). Согласно документу, испытания беспилотников пройдут в 13 регионах. При этом в автомобиле будет находиться инженер-испытатель, который будет контролировать процесс с водительского сидения. Эксперимент продлится до марта 2022 года, сейчас идёт сбор и анализ данных.

При этом во втором квартале этого года в некоторых регионах создадут «условия» по допуску на дороги беспилотных автомобилей, которые смогут передвигаться без человека в салоне.

Власти Татарстана уже заявили, что готовы оказать содействие в этом эксперименте. Вице-премьер Татарстана Роман Шайхутдинов отметил в беседе с ТАСС, что в Иннополисе беспилотные машины с инженером испытателем тестируются с 2018 года. За это время автомобили совершили более 13 тысяч поездок с пассажирами, все эти поездки прошли без инцидентов.

Правовое регулирование

На сегодняшний день в России нет регулирования управления и использования беспилотных машин. Правительственный план предполагает разработку до конца этого года федерального закона, в котором опишут полномочия госорганов в области «формирования политики в сфере высокоавтоматизированных и инновационных транспортных средств», пишет «Коммерсант».

В документе пропишут требования к перевозке пассажиров и грузов, к обязательному наличию ОСАГО, а также к периодичности прохождения техосмотра.

Потом, после принятия закона, будут разработаны поправки к ПДД, так как в действующих беспилотные автомобили не упоминаются. Кроме того, будет утверждён порядок расследования ДТП с участием беспилотных авто, правила перевозки пассажиров и грузов, правила аккредитации операторов ТО для диагностики нового вида транспорта. А в КоАП внесут положения о санкциях за нарушение правил эксплуатации беспилотников. При этом остаётся неясным, кто будет наказан за нарушение или аварию в случае с беспилотником.

Мнение экспертов

Главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин в разговоре с «Известиями» отметил, что утверждение плана Минтранса создают реальные условия для первого в России использования беспилотных автомобилей без инженера-испытателя в салоне. Эксперт добавил, что нужно «быть крайне осторожным» с учётом высоких рисков для граждан, которые становятся невольными участниками таких испытаний.

Глава департамента цифрового развития Минтранса Дмитрий Баканов, в свою очередь, заметил, что развитие беспилотных автомобилей является важным трендом цифровизации во всем мире. Утверждённый документ создаст все нужные условия для безопасной эксплуатации беспилотников.

Как сейчас

Сейчас в ряде российских регионов проводится рассчитанный на три года эксперимент по эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. Машины ездят с инженером. Всего в эксперимент участвуют более 13 регионов, среди них - Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Самарская области и другие.


Екатерина Пашина, ИА «Ореанда-Новости»